vocal

Oduchenie

Kostumi

 

Крымское армянское общество образовано в 1989 году, оно стало одним из первых национально-культурных объединений Крыма. Первый председатель общества Анушаван Даниелян сумел добиться консолидации всех слоев армянского населения Крыма, собрать и организовать желающих участвовать в процессе возрождения давних традиций крымских армян. В настоящее время в состав Крымского армянского общества входят 14 региональных отделений, деятельность которых координируется Национальным Советом крымских армян. Высшим руководящим органом общества является Национальный съезд, созываемый не реже одного раза в четыре года.

Genocid1Общество представляет национальные интересы всех армян, проживающих в Крыму, включая депортированных с полуострова в 1944 году и их потомков. Основными целями и задачами его являются: реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и национального достоинства крымских армян, содействие гражданскому согласию и консолидации народов Крыма. Для возрождения армянской культуры общество приглашает на работу в Крым специалисты из Армении.

Важнейшей задачей современной армянской общины Крыма является сохранение национального языка, а следовательно — самосознания, обычаев и культурных ценностей народа. Для достижения этой цели необходима соответствующая среда, в которой человек, сохраняя национальные черты, в то же время не чувствовал бы себя оторванным от остального общества. Для создания такой среды при крымском армянском обществе действует культурно-этнографический центр “Луйс”, возобновлена публикация газетного варианта известного издания “Голубь Масиса”, на крымском радио и телевидении ведутся передачи на армянском языке (особенно популярна среди крымских армян телепрограмма “Барев”, выходившая в эфир с ноября 1994 года), издается научная, учебная и популярная литература, устраиваются народные праздники и вечера, посвященные знаменательным датам.

Газета “Голубь Масиса” выходит дважды в месяц, продолжая знакомить читателей с жизнью армян Крыма, новостями из Армении, новыми литературными произведениями и т.д. Первые редакторы газеты Ваган Вермишян и Рушан Пилосян, приглашенные из Армении специалисты, сделали все для того, чтобы газета стала достойным преемником одноименного журнал Габриела Айвазовского. Новые редакторы Серж Оганесян и Лилит Тащян не допустили закрытия газеты в непростых финансовых условиях и продолжили ее издание.

В 1996 году обществом был основан журнал под названием “Сурб-Хач”, который является своеобразной энциклопедией армянской культуры, религии, истории. Редакционная коллегия журнала смогла создать теплую атмосферу диалога, условия для общения с другими народами, знакомства с их культурными ценностями.

В Симферополе, Судаке, Ялте, Алуште, Евпатории, Феодосии действуют армянские воскресные школы. В Симферопольском педагогическом училище обучаются армянские группы, которые призваны продолжить дело учащихся Халибовского училища и нести знания национального языка младшему поколению. В сентябре 1999 года в симферопольской школе №33 открыт первый в Крыму сводный класс армянского языка, где в дополнение к основной программе школьники начальных классов дважды в неделю имеют уроки армянского языка. Начало положено.

При крымском армянском обществе есть и вокально-инструментальная студия “Зангак”, и кружок народного танца. Региональные отделения в Симферополе, Севастополе, Судаке, Ялте, Евпатории, Феодосии и поселке Айкаван имеют библиотеки, где собраны книги на армянском языке.

В 1993 году началось восстановление знаменитого армянского монастыря Сурб Хач — событие, которое не могло оставить равнодушными ни местных армян, ни их соотечественников вне Крыма. Реставрация уникального памятника, финансируемая государством, продолжалась до 1997 года, но, к сожалению, не была доведена до конца. Успели восстановить лишь купол монастырского храма, гавит (притвор), башню-колокольню, частично трапезную, внутренние дворики, верхний фонтан. Из-за прекращения финансирования не удалось осуществить даже консервацию некоторых участков памятника.

Руководил восстановительными работами монастырского комплекса Сурб Хач ведущий архитектор Меружан Петросян. Вот его мнение: “В Крыму сохранилось около двух десятков крупномасштабных армянских средневековых памятников и около 350 памятников малых архитектурных форм. Все они, являясь наследием крымских армян, в то же время составляют неотъемлемую часть истории и культуры Крыма. Многие из этих памятников, находящихся на грани разрушения, являются уникальными образцами средневекового зодчества. Хотелось, чтобы соответствующие организации поняли это. Сурб Хач, престольный монастырь крымских армян, сегодня отреставрирован на 60%. Государством потрачены средства. Оказывается, напрасно, потому что работа не закончена, разрушительный процесс продолжается и завтра придется на то же самое вновь изыскивать денежные средства. Между тем, и Сурб Хач, и храм Спасителя, и феодосийские церкви, несомненно, могли бы привлечь туристов. Есть и другая проблема. В последние годы практикуется метод передачи памятников зодчества (не только армянских) организациям и частным лицам. Новые хозяева проводят восстановительно-ремонтные работы без наблюдения квалифицированных специалистов, что порой приводит к утрате архитектурной и исторической ценности памятников. Из армянских памятников могу назвать феодосийскую церковь Иоанна Крестителя, которая недавно отштукатурена изнутри, в том числе в тех участках, где имелись остатки уникальных надписей и фресок, а над барабаном размещен слишком крупный блестящий купол, абсолютно не гармонирующий с общим характером здания”.

Будем надеяться, что оптимальные варианты сохранения средневекового крымского зодчества все-таки будут найдены и еще удастся спасти те немногие памятники, которые через века, войны и нашествия сохранились до наших времен.

В декабре 1997 года армянская община Крыма радовалась знаменательному событию: 13 декабря в Симферополе на армянском кладбище была освящена новая армянская церковь Сурб Акоб (Св.Якова), построенная на средства двух известных предпринимателей Крыма Александра Аматуни и Сурена Амирханяна. Интересно, что далекий предок Александра Ашотовича, архимандрит Егише Аматуни, еще в начале XIX века служил в монастыре Сурб Хач (он упомянут в церковном архиве, а также в книге Хорена Степанэ “Монастырь Сурб Хач Крыма”).

Незабываемым событием для всех крымских армян стало открытие в апреле 1999 года памятника братьям Айвазовским в центре Симферополя. Начало этому делу было положено Анушаваном Даниеляном, заместителем председателя Верховного Совета Крыма (1995-1998 гг.). Нынешний председатель Крымского армянского общества Фрунзе Мардоян добился завершения и установления памятника (авторы его — народный скульптор Армении, лауреат многочисленных премий международных конкурсов, академик Евроазиатской континентальной академии художеств Левон Токмаджян и его сын, молодой, талантливый скульптор Ваге Токмаджян).

Крымская армянская диаспора поддерживает тесные добрососедские отношения со всеми национальными общинами Крыма, для чего организует выставки, развлекательные вечера, учебные семинары, празднования дней Святого Креста и Вардавар. Развиваются связи и с исторической родиной, армянской диаспорой в странах СНГ, армянскими общинами Украины. Большую помощь в этом оказывает Посольство Республики Армения в Киеве, а посол Грач Силванян всегда находит время навестить крымских армян.

Источник:
Автор: Ш. Г. МАНУЧАРЯН
"ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРМЯНСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ НА ПОЛУОСТРОВЕ ". - Сквозь века: Народы Крыма. Вып.1 . - Симферополь: Академия Гуманитарных наук, 1995
Олег Габриелян, Татевик Саргсян. Сетевой проект "ОстровКрым в Океане Всемирной паутины".

 

doc

Banner_nabor_detey

Видео СУРБ ХАЧ 2013:

Видео СУРБ ХАЧ 2012:

Видео СУРБ ХАЧ 2011:

Видео СУРБ ХАЧ 2010: