vocal

Oduchenie

Kostumi

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ АРМЯН КРЫМА


vaneniМы открываем новую рубрику «Страницы истории армян Крыма.
Наш собеседник –– сотрудник Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым историк Ванени Петросян

История армянского народа –– это сокровищница мировой культуры, она полна летописей древних цивилизаций и жизнеописаний великих людей прошлого, это хроника кровопролитных войн за право жить на собственной земле, говорить на родном языке и исповедовать свою веру. Тридцать тысяч квадратных километров, что ныне занимает Республика Армения, составляют менее десятой части той, некогда великой исторической Армении, хроники которой стали важнейшей главой в истории мировой цивилизации. Но нас, в данном случае, интересует хроника жизни одной из самых значительных армянских диаспор мира, история армян Крыма.

«Г. М.» –– Ванени Меружановна, расскажите, пожалуйста, немного об истории появления армян в Крыму.
История связей армян с Крымом уходит корнями в глубокую древность. В настоящее время арменоведы и крымоведы полагают, что первые связи армян с жителями полуострова могли возникнуть в эпоху правления понтийского царя Митридата VI Евпатора –– тестя и союзника наиболее могущественного царя Армении –– Тиграна Великого. Так как наши соотечественники всегда славились мастерством устанавливать торговые связи и формировать мощные военные отряды, историки, основываясь на сообщениях греческого географа Страбона утверждают, что армяне на рубеже эр имели в том числе и экономические отношения с населением Крымского полуострова, являвшегося ключевой территорией на Северном Причерноморье.
В эпоху средневековья армяне играли важную роль в общественно-политической и экономической жизни Византии. Собственно в это время именно оттуда они и проникали в Крым, где Восточная Римская империя владела рядом пунктов. Кстати, нужно отметить, что в начале VIII в. происходит уникальное историческое событие: византийским императором под именем Филиппик становится выходец из влиятельной армянской семьи –– патриций Вардан. Последний был сослан императором Юстинианом II в Херсонес Таврический (на территории современного Севастополя) за то, что поднял против него мятеж. В Херсонесе при поддержке местного населения, в составе которого были и армяне, Вардан снова поднимает восстание против императора. Повстанцы захватывают Константинополь, свергают Юстиниана II и новым василевсом Византии на два года (711 по 713 гг.) становится Вардан Филиппик.

«Г. М.» –– Однако, насколько мне известно, возникновение армянских переселенческих очагов в Крыму относится к более позднему историческому периоду, не так ли?
Верно частично, поскольку справедливо считается, что тот же Вардан Филиппик в Херсонесе опирался на помощь своих соотечественников. История Херсонеса Х в. знает и армянина Калокира –– богатого вельможу –– с помощью которого Византия устанавливала союзнические отношения с Киевской Русью. Неслучайно, что найденная в Херсонесе керамика Х в., равно как и некоторые строения имеют схожие черты с аналогичными памятниками из Ани –– столицы Армянского царства Багратидов. Значит, армянская община на территории Херсонеса была. Другое дело, что это были армяне, исповедовавшие греко-православие. Армяне, занимавшие высокие посты в Византийской империи вынуждены были принять веру титульной нации –– греков. Вследствие арабских (VII в.) и сельджукских (XI в.) нашествий на Армению усилилась миграция в сторону Северного Причерноморья. Именно к этому периоду и относится формирование армянских общин в Таврике. Ну а после монгольского вторжения начинается массовый приток армян в Крым. Здесь они расселяются, в основном, на юго-востоке полуострова, где формируют как новые крупные городские кварталы и участки, так и селения, возводят десятки церквей и обителей, самый известный из которых –– монастырь XIV в. Сурб Хач (Святого Креста) недалеко от города Старый Крым.
Армянские купцы играли значительную роль в черноморской торговле, о чем свидетельствуют нотариальные акты генуэзцев конца XIII в. Они принимали активное участие в торговой деятельности самих итальянцев на крымском побережье. Часто именно крымские армяне осуществляли распространение привозимых товаров на север и восток. Серьезную роль сыграли они и в развитии ремесленного производства в Крыму, составляя значительный процент торгового и ремесленного населения Каффы (Феодосия), Сурхата (Старый Крым), Судака, Карасубазара (Белогорск).
Крупнейшим и наиболее значимым с торгово-экономической точки зрения городом полуострова в XIV-XV вв. была Каффа, которая по свидетельствам турецких и итальянских источников в середине XV в. на две трети была населена армянами. Именно поэтому генуэзцы иногда называли юго-восточный Крым «Armenia Maritima» (Морская Армения) или Большая Армения.

«Г. М.» –– Армяне Крыма оставили богатейшее архитектурное наследие. Расскажите об армянских храмах на полуострове и их местных особенностях.
На юго-востоке полуострова до сих пор сохранились остатки армянских архитектурных сооружений — церквей, монастырей, крепостных стен, мостов, фонтанов. Большинство их относится к XIV-XV вв., когда армянская колония Крыма переживала пору наивысшего расцвета. Основная часть из 400 сохранившихся армянских рукописей, написанных в Крыму, также была создана в этот период. Большинство из них украшено изумительными миниатюрами и ныне хранится в ереванском Матенадаране (Институте древних рукописей).
Как сообщают армянские источники, лишь в Каффе насчитывалось 45 армянских церквей. В начале XVII в. там еще действовали 32 армянские церкви, в конце XVIII в. –– 17. В настоящее время в той или иной мере сохранилось около 20 церковных зданий, из которых действуют лишь 4. Согласно средневековым источникам и записям путешественников в Феодосии армяне имели два больших отдельных квартала. Один из них, который возник задолго до появления генуэзцев в Крыму, располагался вокруг известных, посещаемых и поныне церквей Святого Саргиса и Святых Архангелов. В русской официальной документации конца XVIII в. он именовался «армянской слободою». Второй, сформировавшийся в начале XIV в., представлял собой территорию нынешнего заповедного участка «Карантин», где сохранилось семь армянских церквей.
«Г. М.» –– Спасибо за интересную беседу. Я надеюсь, что в рамках нашей рубрики мы поговорим и о многих других страницах истории армян в Крыму.


Журнал «Голубь Масиса»
№1 за 2015 г.

doc

Banner_nabor_detey

Видео СУРБ ХАЧ 2013:

Видео СУРБ ХАЧ 2012:

Видео СУРБ ХАЧ 2011:

Видео СУРБ ХАЧ 2010: